Боргойская баранина


Боргой - это... Что такое Боргой?

Борго́й — село в Джидинском районе Бурятии.

Административный центр Боргойского сельского поселения. [1] Статуя Будды Шакьямуни в окрестностях Боргоя

Географическое положение

Боргой расположен в Джидинской долине, на автотрассе Петропавловка-Улан-Удэ, в 200 км от столицы республики города Улан-Удэ. Боргой — первое село, которое встречает гостей Джидинского района, въезжающих из Селенгинской долины.

Климат

Климат - резко-континентальный. Средняя температура летом + 21,5°С, зимой – 30°С., а среднегодовая температура –1,6°С. Годовая сумма осадков не превышает 200 мм в год.

Название

Название села происходит от бурятского слова «боро» - «серый».

Инфраструктура

В селе имеется сельская администрация, фельдшерский пункт, дом культуры и сельская библиотека, детский сад. Боргойская средняя школа - одна из старейших в районе, образована в 1920 году.

Экономика

В советские годы село славилось своей животноводческой продукцией, особенно бараниной. В наши дни эти направления остаются главными в сельском хозяйстве села. В Боргое работает ТОС «Борьёо», имеются несколько фермерских хозяйств.

Достопримечательности

Боргойская степь Ландшафтная скульптура "Пять ланей"
  • В окрестностях Боргоя есть священные места — Бурин-хан, обоо Бальчин-Бумбраа, Гунтын обоо, Хил-Заха бавай, Эмгей эжы.
  • Статуя Будды Шакьямуни — на въезде в Джидинский район.
  • Ландшафтная скульптура "Пять ланей" — на отвороте в Инзагатуй.
  • Боргойская баранина славится на весь мир. Она подавалась к царскому столу. Боргойская баранина присутствовала в меню торжественного обеда по случаю коронации Николая II [2].

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)

  • Могильник Каменный ключ (палеометалл). В 3 км северо-западнее с. Белоозерск у развилки дорог на Петропавловку и ст. Джида.
  • Стоянка Каменный ключ (палеолит). В 3 км северо-западнее с. Белоозерск у развилки дорог на Петропавловку и ст. Джида.
  • Могильник Боргой Сельгир (Большой Сельгир-I) (II-I тыс. до н. э.). В 8 км к юго-востоку от с. Белоозерск, в 2 км южнее трассы Петропавловка-Джида, в 200 м севернее ОФ.

Известные люди

  • Чойбонов, Матвей Рабданович, буддистский лама, настоятель Гэгэтуйского дацана, врач (тибетская медицина).

Примечания

Литература

  • Кроль М.А. Очерк экономического быта инородцев Селенгинского округа // Протокол общего обыкновенного собрания Троицкосавско-Кяхтинского Отделения Приамурского Отдела Императорского Русского Географического Общества №3, 13 марта 1896 года.

Ссылки

dic.academic.ru

ПРАВА НАРОДОВ » информационно-правозащитный портал » Брендинг Бурятии: тупики проектирования месторазвития

Уже который год Бурятия занимается поиском своего лица на просторах России и замахивается на международные масштабы. Пока результаты, увы, не те, которых бы хотелось.

28-30 июня в Улан-Удэ прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Имидж страны/региона как стратегия интеграции России и АТР в ХХI веке». Как сообщают организаторы – Правительство РБ и ВСГТУ, Конференция проводится в преддверии 350-летия вхождения Республики Бурятия в состав России. В ней приняли участие ученые и специалисты в области регионального бренда и имиджа территории из России, Монголии, Китая, Казахстана и других стран. На ней, в частности, обсуждался имидж страны и региона, роль СМИ и информационная политика в продвижении брендов. Особо любопытным выглядит вопрос о Бурятии в процессе интеграции России и АТР.

Боргойская баранина в «Ашане»

Тема эта далеко не нова. В стране о необходимости продвижения имиджа России и её регионов заговорили еще в начале 2000-х. Тогда в стране стали постепенно освобождаться от патриархально-переломных стереотипов эпохи Ельцина и входили в новое время. Власти постепенно встраивали новые детали в конструкцию «наша великая страна, в которой глава государства – царь-батюшка». Пошли разговоры, что вот, пора наконец модернизироваться, приходить к модели «страна-корпорация», «президент-наемный менеджер». Разумеется, в этих новых для России течениях не обошлось и без определенного инструментария из набора современных столпов экономического развития – менеджмента и маркетинга. Если мы рассматриваем страну как корпорацию под управлением топ-менеджмента (президент+гендиректор, читай – премьер-министр) то приходим и к необходимости маркетинговых решений. Страна должна продавать не только нефть и газ. К продаже должно быть подготовлено и реализовано практически все, что можно. Причем как на уровне международном, так и на межрегиональном. И тут возникли проблемы. Выяснилось, что большую часть брендов, что были у нас с советских времен, мы либо потеряли, либо девальвировали. Причем, почти все они были созданы усилием интеллекта и труда, а не достались нам соизволением матушки-природы. Теперь почти невозможно поверить, что «Волга» была лучшим автомобилем Европы 1958 года, а «Аэрофлот» был крупнейшей авиакомпанией в мире. С потерей единой страны утратили актуальность здравницы в Крыму и Абхазии, не найдешь в магазинах грузинских вин и рижских бальзамов. Даже свои «Нарзан» и «Ессентуки» уступают место глобальным «аква» брендам. Разумеется, Россия много потеряла в мировом контексте. Теперь ищут новые пути, и самый короткий, но в то же время довольно трудный путь – это повысить узнаваемость страны и её регионов. Кстати, постепенно стало возрождаться по сути загубленное в советское время мясное овцеводство. Боргойская баранина – вот одна из потенциально мощных точек роста. Да, продукт сезонный, есть много сложностей, но если нам удастся довести её выпуск до таких объемов, что боргойская баранина каждый день будет лежать в «Ашане» – один бренд у нас имеется.

В «брендАх» как в шелках

Это было небольшое лирическое отступление. Итак, основной упор в стратегическом планировании республиканского брендинга делается на несколько основных вещей. Это опять же, богатство природы вкупе с Байкалом, наши этнотерриториальные и конфессиональные особенности и…всё. С другой стороны, и этого пока хватает. Пока в голове сумбур, как призналась замглавы администрации президента РБ Ирина Смоляк, у нас ещё нет концепции имиджа. Поэтому то, что уже есть несколько точек роста, уже хорошо. В Бурятии первое в республике публичное обсуждение вопроса – «Каким должен быть бренд Бурятии?» было организовано ТРК «Ариг Ус» еще в конце 2005 года. Дискуссия, однако, свелась к несколько другому – «Как надо развивать туризм в Бурятии?».  С приходом к власти Вячеслава Наговицына тема продолжилась – весной 2008г. при президенте республики был создан Совет по формированию и продвижению имиджа РБ, летом в ВСГТУ – конференция, весной 2009 года – опять мероприятие. Тему активно продвигает Андрей Кузьмин, заведующий кафедрой «Реклама и связи с общественностью» ВСГТУ. Он же, по сути, первым замечает, что наличие в регионе сильного культурного объекта — природного, исторического — на самом деле не работает. – Туристический бренд Бурятии важен, но не должен быть приоритетным, – цитировала господина Кузьмина газета «Номер Один». Итак, туризм. В прошедшем недавно сюжете на ТРК «Ариг Ус» опять основной упор сделали на него. Возникает вопрос – какой туризм нам нужен? Международный? Межрегиональный? Внутренний? В первом случае мы хотим получить точку роста через «Байкальскую гавань». Обещается курорт мирового уровня, с двумя специализациями, летом – водный, зимой – горнолыжный. Риски очевидны, и уже много раз озвучивались. Второй, достаточно «распиаренной», но до сих пор толком не отработанной, является тема буддизма. Здесь стоит особо упомянуть нетленное тело хамбо-ламы Этигэлова. С одной стороны имеются определенные морально-этические нормы. С другой, это потенциально сильнейший бренд, помолиться великому ламе в дни, когда к нему открыт публичный доступ, уже сейчас приезжают со всего мира.

Нужен продукт

В вопросе межрегионального туризма пока не видно своих особенностей. Хотя, стоит обратить внимание на Аршан. Сколько туда приезжает гостей из Иркутской области? Десятки тысяч за сезон. В результате район уже фактически не наш – там иркутское ТВ, иркутские газеты, иркутский бизнес. Инфраструктура – слезы. Как говорится, Аршан – город контрастов. Да, готовят проект региональной турзоны, но пока имеем, что имеем, сам собирал мусор вдоль Кынгырги. Туризму внутреннему практически не уделяется внимания. Этот момент, кстати, тоже отметил Андрей Кузьмин. Покамест – спекулятивные цены на отдых на Байкале, погибший Котокель, ни одного толкового пляжа в Улан-Удэ.

Можно сколько угодно рассуждать, гадать, сколько заграничного народу приедет в Турку и в Тунку, и даже с грехом пополам отладить инфраструктуру на местах.

Но – транспорт. Это великая проблема, начиная от авиарейсов Улан-Удэ – Сеул, заканчивая ровной дорогой до Курумкана. Не будет решен этот вопрос – ничего не будет.

Но все-таки хочется закончить на мажорной ноте. Итак, господин Кузьмин сотоварищи уже продвинулись в том плане, что туризм – это не главное. Много рисков, издержек, не во всем государство может помочь и не все проконтролировать. Посмотрим на другой опыт. Читаю регулярно «Живой Журнал» кировского губернатора Никиты Белых. Человек прогрессивный, в Интернете пишет сам, можно сказать, уже региональный бренд. Читаю – лошади, торф, игрушки, мороженое, огурцы, сани, лодки, завод «Молот», грибы и даже «вятская кровь».

Не зря я до этого писал о «Волге» и боргойской баранине. Администрация Вологодской области в свое время зарегистрировала товарную марку «Вологодское масло». В Астрахани хотят «забить» арбузы, томаты и рыбу.

То есть, речь о том, что надо что-то продать – потребителю не нужны какие-то природные красоты, он их, может, с балкона видит каждый день. Нужен конкретный эксклюзивный качественный продукт, связанный с местом его производства. Причем он может быть как сугубо товарного, так и интеллектуального свойства. В этом плане нам с одной стороны помогает, с другой мешает Байкал. К сожалению, мы не одни используем его тему. Баннер «Байкалфарма», висевший некоторое время в «Домодедово» – да, круто, но на имидж региона почти не работает. В принципе, в ту же категорию можно отнести и другие наработки, которые, вроде бьют, но как-то по касательной. Сувениры с Чингисханом – монгольские, буддизм – из Европейской части России легче добраться до Элисты. Может боргойскую баранину расширить до рамок Бурятии?

Евгений Хамаганов

www.peoples-rights.ru

Культурно-историческое наследие села

Россия / Республика Бурятия / Джидинский район

Боргой

Описание

Борго́й — улус (село) в Джидинском районе Бурятии. Административный центр и единственный населённый пункт Боргойского сельского поселения.

Село Боргой.jpg

Боргой — первое село, которое встречает гостей Джидинского района, въезжающих из Селенгинской долины. Расположен в северо-восточной части Джидинской долины на автотрассе Р440 Гусиноозёрск — Закаменск, в 200 км от столицы республики города Улан-Удэ, в 40 км от райцентра села Петропавловка.

Климат — резко-континентальный. Средняя температура летом + 21,5°С, зимой — 30°С., а среднегодовая температура −1,6°С. Годовая сумма осадков не превышает 200 мм в год.

Название села происходит от бурятского слова «боро» — «серый».

Боргойская степь

Численность населения 2002[3] 2012[4] 2013[5] 2014[1]
644 ↘577 ↘574 ↘556

Инфраструктура

В улусе имеется сельская администрация, фельдшерский пункт, дом культуры и сельская библиотека, детский сад. Боргойская средняя школа — одна из старейших в районе, образованая в 1920 году.

Экономика

В советские годы село славилось своей животноводческой продукцией, особенно бараниной. В наши дни эти направления остаются главными в экономике села. В Боргое работает ТОС «Борьёо», имеется несколько фермерских хозяйств.

Достопримечательности

Ландшафтная скульптура «Пять ланей»
  • В окрестностях Боргоя есть священные места — Бурин-хан, обоо Бальчин-Бумбраа, Гунтын обоо, Хил-Заха бавай, Эмгей эжы.
  • Статуя Будды Шакьямуни — на въезде в Джидинский район.
  • Ландшафтная скульптура «Пять ланей» — на отвороте в Инзагатуй.

Интересные факты

  • Боргойская баранина славится на весь мир. Она подавалась к царскому столу. Боргойская баранина присутствовала в меню торжественного обеда по случаю коронации Николая II[6].

Объекты культурного наследия

  • Могильник Каменный ключ (палеометалл). В 7 км западнее Боргоя, 3 км северо-западнее с. Белоозёрск у развилки дорог на Петропавловку и ст. Джида.
  • Стоянка Каменный ключ (палеолит), там же.
  • Могильник Боргой Сельгир (Большой Сельгир-I) (II—I тыс. до н. э.). В 11 км южнее Боргоя, 8 км к юго-востоку от с. Белоозёрск, в 2 км южнее трассы Петропавловка — Джида, в 200 м севернее ОТФ.

Известные люди

  • Чойбонов, Матвей Рабданович, буддистский лама, настоятель Гэгэтуйского дацана, врач (тибетская медицина).

nasledie-sela.ru


Смотрите также